Ю. Я. Лихачев
статья из журнала «Советская музыка». № 11. 1984 г.
Проблема обучения в детской музыкальной школе уже многие годы волнует педагогов-практиков. Мы обучаем сегодня детей так, как будто они все без исключения непременно будут солистами-инструменталистами. Престиж ученика зависит от того, насколько ловко он исполнит сольную программу. Такой укоренившийся «концертно-исполнительский уклон» сильно мешает ДМШ выполнить свое предназначение – давать основной массе учащихся общее музыкальное образование, готовить их к активному музицированию. В результате, как уже неоднократно отмечалось, многие дети не выдерживают усиленной тренировки и бросают школу. А из тех, кто ее окончит, до 50 процентов прекращают играть на инструменте. Эти, мягко говоря, «холостые обороты» свидетельствуют об отсутствии целенаправленности в работе музыкальных школ. Повинны в том не только программы. Здесь и устойчивость устаревших традиций, однобокая направленность методической работы и учебного репертуара, отсутствие системы в подготовке педагогов.
Правда, существует соображение, что дети, мол, зато становятся посетителями филармонических концертов. Хорошо, если так. Но зададимся вопросом: стоит ли государству ежегодно тратить в среднем 250 рублей на обучение каждого ученика, лишь для того, чтобы некоторые из них стали только слушателями? Ответ будет однозначным: этой цели можно достигнуть более экономичными средствами.
Государственные детские музыкальные школы – детище Советской власти. Их вклад в музыкальную культуру общества огромен. На нынешнем же этапе развития, когда число школ неизмеримо возросло и продолжает расти, когда они стали массовыми по своей сути, нужен более широкий взгляд на содержание и результаты обучения в них.
Действующие программы (например, по классам фортепиано и баяна) подвергаются справедливой критике за их несоответствие целям и задачам музыкальной школы. Они рассчитаны на некоего добротного середняка и в целом вполне удовлетворительны для тех 5–10 процентов учащихся, которые готовятся поступать в средние музыкальные учебные заведения. Для того же, чтобы подготовить музыканта-любителя, активно музицирующего, способного выбрать для себя лучшее из окружающего звучания, увлечь других – в семье, школе, пионерском лагере, художественной самодеятельности, то есть для выполнения главной задачи, как она излагается в Положении о школе и о ее программах, нужна иная методика, более разнообразные формы работы, определенная направленность учебного процесса. Иными словами, музыкальной школе нужна комплексная программа обучения музыке прежде всего на уроке по специальности.
В существующей Программе по классу специального фортепиано (1973) записано: «Школа обязана выявить и развить творческие задатки детей, обучить игре на музыкальных инструментах и привить им комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать легкие партии)». Приходится сожалеть, что это основополагающее указание не было соответствующим образом разработано и закреплено в конкретных практических рекомендациях – ни в пояснительной записке, ни в требованиях учета успеваемости – и осталось, по существу, ни к чему не обязывающей декларацией. В результате педагоги-практики оказываются неподготовленными к внедрению этих программных установок в жизнь. Как, например, заниматься с учеником творчеством? Как научить его подбирать мелодии по слуху, транспонировать их? И как все это уложить в незыблемые рамки урока по специальности, даже с учетом времени, полагающегося на чтение с листа? Каков должен быть оценочный критерий? И, наконец, где достать методические пособия?
Попытаюсь ответить на некоторые вопросы, сославшись на многолетний опыт нашего педагогического коллектива. Начну с того, что методических пособий для музыкальной школы по комплексному обучению фактически нет, хотя со времени выхода цитированной программы прошло десять лет. Остается одно – экспериментальным путем накапливать опыт. Теоретической базой эксперимента могут стать труды видных деятелей советского музыкального искусства. Так, работая над разделом развития творческих задатков у детей, мы пользовались статьями и брошюрами М. Бариновой, С. Ляховицкой, Б. Шеломова, А. Алексеева, Г. Дмитриева; в подборе по слуху – В. Мотова, С. Савшинского; в транспонировании – Г. Шахова, в чтении с листа – М. Фейгина, комплекса в целом – Д. Кабалевского, А. Николаева.
Очень важно для каждого навыка установить границы требований, своеобразные ориентиры, поставить цель. Без этого легко впасть в крайности. Остановимся на четырех пунктах, методически мало разработанных, но имеющих громадное значение в воспитании юного музыканта.
Развитие творческих задатков. Развивая у детей творческие задатки, нелепо стремиться сделать всех учащихся композиторами, но разбудить их воображение, фантазию просто необходимо. Поэтому главное здесь не результат творчества, не погоня за числом сочинений, а сам процесс работы над ними. Творческие задания могут быть самые разнообразные: сочинить окончание мелодии, придумать свой вариант предложенной педагогом пьесы, гармонизовать мелодию, сочинить мелодию по аккордовой цифровке; сочинить песни, инструментальные пьесы, переложения, обработки и т. п. Как показала практика, творческие потенции проявляются очень рано у всех детей. Поэтому заниматься развитием этих задатков нужно со всеми учениками и весь период обучения (особенно в таком воспитании нуждаются слабые учащиеся), без суетной спешки, ограничиваясь одной-двумя творческими работами в год. Помимо того, что самостоятельное творчество необычайно увлекает учащихся, оно самым благотворным образом отражается на характере исполнения: свои пьесы дети играют ярко, образно, выразительно, технически свободно. В нашей практике есть много фактов, когда активные занятия творчеством влекли за собой успех и в овладении инструментом, а это в свою очередь приводило в дальнейшем к профессиональному обучению.
Осознание сопричастности композиторскому труду, чувство сотворчества доставляет детям глубокое удовлетворение, музыкальный инструмент становится интимным другом, которому можно доверить сокровенное, средством, позволяющим материализовать свои музыкальные замыслы, образы, фантазию. Стоит ли доказывать, что творческое начало, разбуженное и в определенной мере воспитанное у детей в условиях учебы в музыкальной школе, пригодится им в их будущей жизни, какие бы специальности они себе ни выбрали?
Подбор по слуху. Многие педагоги считают его уделом дилетантов. И очень жаль. Этот навык как никакой другой «развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга» (С. Савшинский). Надо ли говорить, сколь важны эти качества? Подбор по слуху активизирует слуховой опыт и музыкальные впечатления ребенка. Непосредственное воспроизведение музыки (как правило, песенно-танцевального характера), звучащей в памяти или воображении, невозможно без четкой, осознанной ладогармонической основы. Две-четыре ежегодно подбираемых мелодии с аккомпанементом (простейшим в первом и втором классах и более развернутым в последующих) достаточны для нормального развития этого навыка. Хорошо развитое умение подбирать мелодии и гармонизовать их приводит в конечном счете к спонтанной импровизации. Подбор выступает главным стимулятором музицирования учащихся в послешкольный период.
Последовательность работы над транспонированием – первоначально по слуху, затем, по мере накопления теоретических сведений, по нотам. Цель – свободное владение клавиатурой и тональностями (но не чтение с листа произведений в другой тональности), развитие тембрового слуха, аналитического мышления. Репертуар – подобранные по слуху мелодии, выученные ранее пьесы, этюды. Для проверки подготавливаются один-два образца в двух-трех тональностях.
В чтении с листа крепнет интерес к новому в музыке. Здесь необходимо учитывать трудности, связанные с большим числом ключевых знаков, с альтерациями. Поэтому опыт надо накапливать постепенно.
С учетом выработки этих навыков нами разработаны краткие методические рекомендации, а объем требований на экзаменах по специальному инструменту состоит ныне из трех разделов: исполнительство (сольная программа на основе рекомендуемого для школ репертуара), техника (гаммы и этюды, причем для подвинутых учащихся ежегодно устраивается конкурс на лучшее исполнение этюдов) и общее музыкальное развитие (творческие навыки и навыки самостоятельного музицирования).
Описанный комплекс позволил нам избежать резкого деления учащихся на сильных и слабых. Дифференцированный подход и комплексная программа – хорошая база для обучения детей разного уровня развития и способностей. Такая программа особенно необходима детям со средними и слабыми данными; в сущности, для последних она является и надеждой, и удовлетворением, и возможностью самоутверждения, перехода в иное качественное состояние, позволяет им найти себя, свой путь в музыкальной культуре. Что же касается профессионально одаренных учащихся, то разделы, связанные с общим музыкальным развитием, они постигают легко и радуют педагогов оригинальными творческими работами, образцами подобранных по слуху мелодий, импровизациями, свободным владением инструментом.
Рамки статьи не позволяют рассказать о многом поучительном и интересном, чего удалось добиться в результате проведения эксперимента – в школе есть нотный материал (сочинения учащихся), магнитофонные записи. Разве можно забыть первый концерт из произведений учащихся, буквально ошеломивший педагогов новыми, неведомыми ранее гранями талантов их воспитанников!
Конечно, по комплексной программе работать стало труднее, особенно на начальном этапе. Если раньше достаточно было разучить с учеником несколько произведений по известному образцу, то теперь нужно подготовить его по всем разделам, включая и собеседования по исполнительской терминологии, анализу музыкальных форм, музыкальной жизни Ленинграда. Эта программа безусловно требует расширения кругозора и навыков педагогов, постоянного роста их мастерства. Но сегодня иначе нельзя.
В дополнение к комплексному обучению по специальному инструменту на занятиях по сольфеджио учащиеся также получают задания по творческим и самостоятельным навыкам. В школе делается многое для того, чтобы ребята как можно больше слушали музыки (распространяются абонементы и билеты в концертные залы и оперные театры), даются рекомендации по оформлению и организации музыкальных вечеров в семье, в школе и т. п. Такая направленность учебно-воспитательного процесса вызывает интерес учащихся к занятиям музыкой, а результативность учебы доставляет истинное удовлетворение педагогам.