В музыкальные школы приходят дети разных способностей, возможностей, темперамента, интеллекта.
У большинства из них одно желание – удовлетворить свою любовь к музыке, музицированию.
Вместо того чтобы поощрять и лелеять инстинкты любителя, непрофессионала, во многих музыкальных школах,
как правило, всем без исключения детям предлагается неудобоваримая тренировка, рассчитанная на виртуоза.
Метод же обучения хорошо известен – натаскивание.
Лозунг сегодняшнего дня:
«Высший критерий профессионализма педагога – в умении воспитывать учащихся в соответствии с их склонностями и возможностями».
Но для этого необходимо, чтобы методика обучения имела не сообщающий, а развивающий характер.
Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который следует возжечь!
Оригинальная авторская методика создавалась подлинно научным путём, по известной схеме:
теория – эксперимент – выводы – практика. Эксперимент начался с 1-го класса, затем,
по мере продвижения к выпускному классу и приобретения необходимого опыта, он был успешно завершён.
Результаты эксперимента подтвердили правильность выбранного пути и в целом, с последующими уточнениями,
методика была сформирована.
Главный вывод – детям стало учиться интересно!
Раскрытие разных сторон их способностей привело к созданию творческого климата в детском коллективе и резкому повышению успеваемости.
Авторская методика имеет развивающий характер и предлагает всем учащимся два взаимодополняющих пути в обучении.
Первый путь – репродуктивный, то есть освоение творческого наследия профессиональных композиторов – изучение и исполнение учебного и концертного репертуара, этюдов, технических формул.
Второй путь – творческий, собственное творчество учащихся.
Первый путь хорошо известен, в него только внесено более свободное отношение к изучаемому репертуару и к сольному исполнительству, различные виды ансамблевой игры.
Для второго же пути обучения разработана
Программа творческого музицирования: подбор по слуху, транспонирование, сочинение, импровизация, написаны краткие методические указания, рефераты, тщательно составлены годовые и зачетно-экзаменационные требования,
уточнен оценочный критерий, определена проверка успеваемости в каждом классе.
На этой основе созданы Программы обучения в соответствии с 5–7-летними Учебными планами, Уставом школы и Положением о детской музыкальной школе для всех инструментов, представленных в учебном процессе.
Теоретическим обобщением практического опыта явилось издание брошюры
«Авторская школа. Сборник методических материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе»
(«Композитор», СПб, 1999).
Эта брошюра – своего рода мини-энциклопедия методики, в ней помещены советы видных музыкантов, методистов, педагогов; описан школьный учебный процесс, приведены результаты обучения.
|
|
Особая ценность «Авторской школы» состоит в том, что она предоставляет возможность преподавателю сделать обучение своих учащихся интересным, увлекательным, доставляющим радость и ученику, и учителю, заложить хорошую основу для музицирования и общения с Музыкой – с большой буквы! – после окончания школы.
Инициатором создания методики, руководителем и наиболее активным участником выступал директор школы, заслуженный работник культуры РФ Ю. Я. Лихачёв, на всех этапах ее становления и совершенствования.
В своей рецензии в 1999 году положительную оценку «Авторской школе» дал декан факультета народных инструментов
Санкт-Петербургской консерватории, профессор, заслуженный деятель
искусств А. В. Тихонов.
Профессор Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств, кандидат искусствоведения Ю. Г. Ястребов в статье «Увидеть по-новому старое», опубликованной в 2000 году в московском информационном
бюллетене «Народник», № 4, подробно осветил достоинства и своевременность появления «Авторской школы».
В 2006 году Программа по фортепиано – автор-составитель М. В. Булучевская, завуч школы в 1981-2003 гг., отличник Министерства культуры СССР, – стала победительницей Всероссийского конкурса на лучшие образовательные Программы для детских школ искусств,
который был организован и проведен Управлением культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии, Научно-методическим центром по художественному образованию.
Более того, в 2008 году Программа-победительница издана
Научно-методическим центром по художественному образованию и рекомендована как
«Примерная комплексная Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств».
Здесь уместно привести современную цитату А. Л. Маклыгина, проректора по науке Казанской консерватории, заведующего кафедрой музыкальной педагогики Института дополнительного профессионального образования:
– «Сегодня уже стало бесспорной реальностью, что дальнейшее функционирование системы детского музыкального образования только как элемента профессиональной вертикали «школа – училище – вуз» со всеми соответствующими требованиями и критериями оценки обучения
приведет к усилению агонизирующих признаков и последующему распаду.
Не удивляет, что внутри системы идет бурное рождение всевозможных новых образовательных технологий, знаменующих собой более или менее явный отход от «универсальной методы» и направленных на общемузыкальное
(любительское) развитие школьника. (Газета «Играем с начала», Москва, 2009 г., № 3).
Очень точная характеристика положения, сложившегося в начальном музыкальном образовании. И если внутри системы еще только рождаются новые технологии, то на нашем сайте показан уникальный многолетний опыт создания и работы по современной развивающей методике,
принесший ожидаемые результаты, получивший внимание, признание, одобрение высших инстанций.
Любой творчески мыслящий педагог найдет здесь ответы на все вопросы.
|