Авторская школа       Новости       Ноты       Обучение       Семинары      Контакты

Качества учителя и артистизм педагога

Г. Н. Гарнишевская, преподаватель гитары

Какими качествами должен обладать учитель, чтобы добиться успеха в своей работе, чтобы выполнить свою задачу – влюбить, покорить, образовать и воспитать маленького человека?

Во все эпохи был спрос на эрудированного и образованного человека. Незнайки и полузнайки никогда никому не были нужны. Но спрос на какие-то качества в разные эпохи меняется. Сейчас на эти качества спрос очень высок, ибо сейчас резко усложнился рост человека, резко усложнился рост влияния на него, просто калейдоскоп знаний, событий, огромный поток информации. Поэтому нужен умный образованный педагог.

Когда размышляют о качествах педагога, самым главным называют доброту (из 40–50 качеств, отмечаемых психологами). Но это не совсем так. И неумный педагог делает добро, но оно импульсивно, ситуативно и не может быть стабильным, если не имеет рациональной основы.

Подлинно добрым может быть только умный человек. Ведь жизнь часто требует выбора, взвешивания. И человек без интеллекта, который не может ни в чем разобраться, часто проявляет доброту, которая напоминает услужливость дурака.

Но противопоставлять качества нельзя никогда. Гуманность и ум должны быть на равных, должно быть их единство.

И еще одна ошибка, которую совершают, когда рисуют облик любимого наставника. Говорят: он культурный, образованный, все знает. Но, как сказал еще Гераклит: «многознание уму не научает». Дело не в знаниях, не в эрудиции, а в том, что знания дают, в умении использовать эти знания, чтобы они не лежали складом, а подливали масла в огонь ума. Здесь путаются средства (знания) и сущностное качество – интеллект. Ведь ум человека не в том, чтобы много знать, а в умении этим пользоваться. Каковы же качества ума учителя, которые высоко ценятся?

1. Широкий ум

Он означает – оценивать ученика по взлетам, по достижениям, по тому лучшему, что есть в ученике. Все мы имеем идеал – это мы сами. Будь таким, как я, и будешь нравиться. Я – образец. А дальше начинаются мемуары, ложно-фальшивые: раньше все было хорошо, а сейчас все плохо, я была вот такая, а ты – не такой. Это, по Чехову, «деспотизм образованности». Быть охаянной – всегда было уделом молодежи.

Будь таким, как я. Но он, ученик, не такой, иначе была бы катастрофа. Мы его создаем, а потом сами же и ругаем.

Педагог широкого ума принимает и понимает любого ученика. О чем взывают наши ученики: полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Надо понять ученика. Ученик всегда в чем-то превосходит тебя: это свежесть чувств, правда, открытость; поэтому смотреть на него надо на одном уровне или снизу вверх. Понять его – не такого; полюбить его, незнание в нем полюбить, поднять его на свой уровень. И при этом проявить терпимость – великое человеческое и педагогическое качество.

Итак, широта ума предполагает принятие учителем другого мира, не совпадающего с твоим, понять человека с другими качествами, увидеть ученика во взлетах и падениях, в достижениях и упущениях, позволяет многосторонне увидеть ученика.

2. Светлый ум

У Пушкина, помните: «...И светлых мыслей красота». Ученик в силу недостаточности жизненного опыта и небольшой его протяженноти – как бы в тумане, а учитель освещает ему путь. Дело в том, КАК он освещает. Светлый ум, лучезарный – это оптимистический ум. Это педагог, который поэтически судит о людях, об учениках, о жизни вообще.

Самая страшная фигура – нигилист, скептик; он приносит вред. Но бодрячок («Все хорошо, прекрасная маркиза») – тоже.

Педагог светлого ума видит мир двусторонне, видит тенденции, видит все светлое. В самом последнем ученике он находит жемчужинки. Это – яркое превалирование светлых тонов над мрачными. Это черта героического восприятия жизни: он верит, что все равно за самой темной ночью следует день.

Задача учителя – примерить потенциальные силы ученика, показать, как их направить.

3. Высокий ум

«…И дум высокое стремленье» (Пушкин).

Это качество встречается редко. Учитель высокого ума видит ученика в его высших проявлениях, в его противоречивом росте, и это позволяет ему ставить перед учеником сверхзадачи. Мы подчас недооцениваем возможности наших детей. На ум сейчас очень влияет информативность.

Мы клевещем на учеников, когда говорим, что они не хотят учиться. Это поклеп. Ученики не любят легко потешающего учения. Ученик любит, когда он интеллектуально напряжен. И чтобы непременно успех, победа, ибо где успех ума, там ученье увлекает. Где нет напряжения, там нет и радости.

Педагог высокого ума предъявляет такие требования, где нужна мобилизация всех сил. Интеллектуальная высокость педагога в том, что он судит обо всем масштабно, он видит глубину, видит путь поступательного движения ученика, видит на несколько лет вперед – на основе анализа.

В ученике спит потенциал, ученик чаще всего проявляет себя на уровне среднего ума и средней души. Педагог высокого ума знает: ученик способен на большее. Его нужно понуждать к труду. Отсюда девиз: ничего среднего. И отсюда педагогическая задача: «В малое вдохнуть душу большого» (Пришвин).

Ум педагога подсказывает, как и когда извлечь из ученика бездействующие ресурсы. Он бросает ученика на борьбу прежде всего на борьбу с самим собой. У Данте есть слова (Вергилия): «Лежа под периной и сидя в мягком кресле славы не найти».

Высокий ум – это ум, чувствующий и осознающий идеал и меряющий меркой идеала.

4. Жизненно-умудренный ум педагога

Он и светел, и высок, но питается наблюдениями над жизнью, искусством, наукой. Наши бабушки с 2-х классным образованием наблюдали жизнь и черпали из нее как из книги. Тут важно, что ты берешь. Человек извлекает уроки из тех фактов и событий, с которыми сталкивается, и надо быть чутким к окружающему миру, быть восприимчивым к добру, разуму, красоте.

Ученик ведь любит не предмет, а учителя, от которого он ждет мудрого совета, совета нешаблонного, значимого, касающегося нравственных отношений. Учителю он может сказать то, что никогда не скажет дома, в семье.

Самый лучший человек тот, говорил Л. Н. Толстой, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека – который живет чужими мыслями и своими чувствами.

Жить своими мыслями и чужими чувствами – сопереживать, помогать детям.

Вот, например, как Батюшков говорил о Крылове: «Крылов мудр, глубок, умудрен жизненным опытом. Он ходил по рынкам, слушал, набирался мудрости. Он не читал ничего, кроме географического вестника и календарей, но его читать будут все».

Итак, жизненно-умудренный ум – это качество приобретается: люби общение, формируй его.

5. Своеобразный, самобытный, оригинальный, неповторимый ум, индивидуальная узнаваемость

Как у поэта: «Лица необщим выраженьем». Подлинных творцов мало. Тем не менее, каждый учитель должен быть творцом. Учитель идет своим путем по открытому другими – в этом его яркая индивидуальность. Самобытный – это тот, кто впитал всю педагогическую культуру и своеобразно преломил ее в практике, по-своему компонует и по-своему внедряет.

Надо сохранить свой самобытный ум. Важно быть убежденным в своей педагогической правоте и отстаивать ее перед администрацией и властями (Шаталов, Щетинин, Ильин).

Ученики запоминают педагогов, которые выбиваются из среднего общего ряда. Если не запомнили, то это стандарт. Не запоминают стандарт, запоминают вещи с отклонением от нормы. Но и отклонение может быть разное. Дело в другом – оригинальность в высоте духа.

Что ценят ученики?

Анкетные данные.

1. Широкий ум – 87,6%. Понимает меня. Это самое ценное.

2. Светлый ум – 74,2%.

3. Жизненно-умудренный ум педагога 67,1%

4. Высокий ум - 17,7%. Всего лишь. Процент резко снизился. Нам хочется чувствовать себя комфортно, а с педагогом высокого ума не комфортно, т. к. он нацелен на идеал.

5. Самобытность, оригинальность – 12,7%. Опять маленький процент. Его или не замечают, или он редко встречается.

Важны и нравственные качества педагога.

1. Жилка проповедника.

В истинном учителе неизбывная тяга к передаче знаний, жажда вместе с учениками осваивать знания. У Л. Н. Толстого о писателе: «Писатель тот, кто не может не писать». Так и учитель – тот, кто не может не учить, любит науку и детей и в состоянии вдохновенной передачи остается в сознании учеников. Урок состоится лишь тогда, когда учителю самому интересно, когда он не повторяется, т. е. когда он говорит о новом, и в его информации есть интересное ему самому. А это требует эрудиции.

2. Педагогическое подвижничество.

Ученики любят тех учителей, для которых работа не служба, а служение. Наша работа, педагогическая, – работа жертвенная. Она дает массу удовольствия, наслаждения, радости, но требует самоотдачи, самосожжения. Дети требуют преданости, и у них очень чуткое подсознание.

Подвижники отдают себя с наслаждением, но есть такие, которые всего себя отдают, а ребята над ними смеются (Олимпиада Васильевна) и не помнят. Нужно быть человеком большой культуры труда. Учитель так должен отдавать себя, чтобы у него оставалось время на друзей, на праздники, на семью и пр.

Отдать себя – и сохранить себя, наслаждаясь всеми красками жизни – это надо уметь.

3. Цельность.

Это труднодостижимое, почти недостижимое качество. Это единство проповеди и образа жизни. А в проповеди мы всегда лучше, мы верим в то, что говорим. Но – «когда не требует поэта к священной жертве Апполон, в заботы суетного света он малодушно погружен».

Но мы – не поэты, мы – педагоги и всегда должны оставаться на жреческой высоте.

Всегда поступать так, как учить, и тогда ученики будут верить тебе безгранично: не подведет, не предаст, на него можно положиться.

Учитель воспитывает своим поведением.

4. Чистота натуры.

Дети не прощают беспринципности, двоедушия, непорядка, неискренности. Они всегда очень точно чувствуют фальшь, они неумолимы ко лжи учителя.

5. Доброта, гуманизм – имеет многие аспекты и окраски.

Никому, ни себе, ни другим, прощать ничего нельзя – в этом высший гуманизм.

Гуманизм в том, чтобы доброжелательно понять, принять другие точки зрения, не навязывая своей; не повредить другую трактовку, например, музыкального произведения. Диктатура тут недопустима.

Гражданские качества, как высшее проявление нравственных качеств.

1. Глубочайшая убежденность в том, что делаешь.

2. Любовь к отчизне.

3. Национальная самобытность.

Чтобы человек состоялся на профессиональном поприще, он должен вобрать лучшие национальные качества. Учитель – это всегда лучший представитель нации. Но важно избежать шовинизма, впитать лучшие качества нации и с величайшим уважением относиться к качествам других наций. Никаких дурных отзывов и поступков по отношению к другим нациям не должно быть. Это вообще-то редкое качество.

Эстетические качества учителя.

Сам урок, его проведение – это творчество. Учитель-артист, всегда импровизатор, всегда раскован. Но это возможно только на уровне свободного владения предметом, на уровне мастерства.

Артистизм – это высшая форма мастерства учителя, это высший уровень совершенства в работе, отличающийся гармоничностью, изяществом, красотой.

Влияние учителя начинается с внешности. В общении важно – первое впечатление от человека (по одежке встречают). И очень важно, чтобы оно было сильным, ярким, положительным.

Красота физического облика – это внешнее проявление внутреннего состояния, общей культуры.

Важным элементом является костюм; надо заботиться об элегантности и вместе с тем о простоте и естественности, одеваться соответственно своей фигуре и манере поведения.

Очень важна мимика, которая выражает состояние учителя в минуты радости, горести и т. д.

Жестикуляция. Жест должен строго соответствовать той мысли, которую хочет выразить педагог.

Речь, голос – это тоже немаловажно.

А главное – твой художественно-эстетический вкус. Человек ведь воспринимается целостно, через внешнее воспринимается внутреннее.

Наш внешний облик – это отношение к миру, к детям.

Власть учителя над детьми достигается и внешностью, и внутренним обаянием. Педагог – это синтез обаяния и высокой духовности. Но что такое обаяние – это определить трудно. Может быть – это способ влюблять в себя, способность человека держать в плену другого (который при этом, охотно в плену держится). В чем его тайна? Вот один историко-педагогический феномен:

Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее, почти гипнотическое действие на своих учеников, на слушателей, на окружающих. Вот как о нем пишет Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюель»: «Если бы вы обратили внимание только на его наружность и стали судить о нем по внешнему виду, вы не дали бы за него и ломаного гроша – до того он был некрасив и до того смешная была у него повадка; нос у него был курносый, глядел он исподлобья, выражение лица у него было тупое, нрав простой, одежда грубая, жил он в бедности, на женщин ему не везло, не был он способен ни к какому роду государственной службы, любил посмеяться, не дурак был выпить, любил подтрунить, скрывая за этим свою божественную мудрость.

Но откройте этот ларец – и вы найдете внутри дивное, бесценное снадобье: живость мысли сверхъестественную, добродетель изумительную, мужество неодолимое, трезвость беспримерную, жизнерадостность неизменную, твердость духа несокрушимую и презрение необычайное ко всему, из-за чего смертные так много хлопочут, суетятся, трудятся, путешествуют и воюют».

Влияние Сократа на учеников было поистине огромным. Он держал в плену своих собеседников, обладал какой-то магической силой. Имя этой силы – обаяние, то есть способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого.

Важна естественность, натуральность, отсутствие фальши. Дети очень чувствуют фальшь. Надо быть таким, как в жизни. Без актерства.

Высшая грань артистизма – это соратнические отношения с учениками. Соратничество – это то, на чем споткнулась вся педагогика, вернее, она споткнулась на отсутствии соратнических отношений. Мы навязываем детям организацию, задание и пр. А надо не только учить детей, но и учиться у них. Должно быть взаимообучение. Уча, учимся сами.

Обучение должно быть связано с условиями жизни детей. Умный педагог разными путями изучает проблемы ученика, и отвечает на его вопросы, на вопросы ученика, а не человечества.

Переживание и понимание жизни ученика, его человеческого духа – это невероятно трудно. Педагог роскошно понимает себя и примитивно – учеников. Мы видим ученика сквозь призму своего предмета, а ученик видит шире, у него много предметов.

Артистизм педагога – не навязывать свою личность, а понять ученика и поднять ввысь. Любить незнание в ученике, несовершенство в нем – это верх педагогического величия.

Личность педагога – вот что самое важное. Ни учебники, ни пособия, ни ноты, ни помещение – ничто не сравнится с обликом педагога.

Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде. Для этого должны быть педагогические убеждения, учительские знания. «Ученики – увеличительные стекла незнания учителя».

Главная забота учителя – вызвать у ребенка желание учиться, развивать интерес к учению, видеть перед собой не школьника, а человека, не судить о ребенке по знаниям, а судить по стараниям, по нравственным качествам, обращаться не только к уму, но прежде всего к сердцу ребенка, учить ребенка человечности – тогда он полюбит труд, а полюбит труд, научится быть усердным и станет лучше учиться, ибо усердие обостряет ум.

Только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека. Нормальное, абсолютно нормальное воспитание (может быть, оно пока еще идеальное) – это воспитание без наказания, без окрика, без угроз, без повышения голоса.

Пробуждать в детских сердцах человечность!

1986 г.

Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика