Он и светел, и высок, но питается наблюдениями над жизнью, искусством, наукой.
Наши бабушки с 2-х классным образованием наблюдали жизнь и черпали из нее как из книги.
Тут важно, что ты берешь. Человек извлекает уроки из тех фактов и событий,
с которыми сталкивается, и надо быть чутким к окружающему миру, быть восприимчивым к добру, разуму,
красоте.
Ученик ведь любит не предмет, а учителя, от которого он ждет мудрого совета, совета нешаблонного,
значимого, касающегося нравственных отношений. Учителю он может сказать то, что никогда не скажет дома,
в семье.
Самый лучший человек тот, говорил Л. Н. Толстой, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими
чувствами, самый худший сорт человека – который живет чужими мыслями и своими чувствами.
Вот, например, как Батюшков говорил о Крылове: «Крылов мудр, глубок, умудрен жизненным опытом.
Он ходил по рынкам, слушал, набирался мудрости.
Он не читал ничего, кроме географического вестника и календарей, но его читать будут все».
Итак, жизненно-умудренный ум – это качество приобретается: люби общение, формируй его.
5. Своеобразный, самобытный, оригинальный, неповторимый ум, индивидуальная узнаваемость
Как у поэта: «Лица необщим выраженьем». Подлинных творцов мало.
Тем не менее, каждый учитель должен быть творцом. Учитель идет своим путем по открытому другими –
в этом его яркая индивидуальность. Самобытный – это тот, кто впитал всю педагогическую культуру и
своеобразно преломил ее в практике, по-своему компонует и по-своему внедряет.
Надо сохранить свой самобытный ум. Важно быть убежденным в своей педагогической правоте
и отстаивать ее перед администрацией и властями (Шаталов, Щетинин, Ильин).
Ученики запоминают педагогов, которые выбиваются из среднего общего ряда.
Если не запомнили, то это стандарт. Не запоминают стандарт, запоминают вещи с отклонением от нормы.
Но и отклонение может быть разное. Дело в другом – оригинальность в высоте духа.
Что ценят ученики?
Анкетные данные.
1. Широкий ум – 87,6%. Понимает меня. Это самое ценное.
2. Светлый ум – 74,2%.
3. Жизненно-умудренный ум педагога 67,1%
4. Высокий ум - 17,7%. Всего лишь. Процент резко снизился. Нам хочется чувствовать себя комфортно, а с педагогом высокого ума не комфортно, т. к. он нацелен на идеал.
5. Самобытность, оригинальность – 12,7%. Опять маленький процент. Его или не замечают, или он редко встречается.
Важны и нравственные качества педагога.
1. Жилка проповедника.
В истинном учителе неизбывная тяга к передаче знаний, жажда вместе с учениками осваивать знания. У Л. Н. Толстого о писателе: «Писатель тот, кто не может не писать». Так и учитель – тот, кто не может не учить, любит науку и детей и в состоянии вдохновенной передачи остается в сознании учеников. Урок состоится лишь тогда, когда учителю самому интересно, когда он не повторяется, т. е. когда он говорит о новом, и в его информации есть интересное ему самому. А это требует эрудиции.
2. Педагогическое подвижничество.
Ученики любят тех учителей, для которых работа не служба, а служение. Наша работа, педагогическая, – работа жертвенная. Она дает массу удовольствия, наслаждения, радости, но требует самоотдачи, самосожжения. Дети требуют преданости, и у них очень чуткое подсознание.
Подвижники отдают себя с наслаждением, но есть такие, которые всего себя отдают, а ребята над ними смеются (Олимпиада Васильевна) и не помнят. Нужно быть человеком большой культуры труда. Учитель так должен отдавать себя, чтобы у него оставалось время на друзей, на праздники, на семью и пр.
Отдать себя – и сохранить себя, наслаждаясь всеми красками жизни – это надо уметь.
3. Цельность.
Это труднодостижимое, почти недостижимое качество. Это единство проповеди и образа жизни.
А в проповеди мы всегда лучше, мы верим в то, что говорим.
Но – «когда не требует поэта к священной жертве Апполон, в заботы суетного света он малодушно погружен».
Но мы – не поэты, мы – педагоги и всегда должны оставаться на жреческой высоте.
Всегда поступать так, как учить, и тогда ученики будут верить тебе безгранично:
не подведет, не предаст, на него можно положиться.
Учитель воспитывает своим поведением.
4. Чистота натуры.
Дети не прощают беспринципности, двоедушия, непорядка, неискренности. Они всегда очень точно чувствуют фальшь, они неумолимы ко лжи учителя.
5. Доброта, гуманизм – имеет многие аспекты и окраски.
Никому, ни себе, ни другим, прощать ничего нельзя – в этом высший гуманизм.
Гуманизм в том, чтобы доброжелательно понять, принять другие точки зрения, не навязывая своей; не повредить другую трактовку, например, музыкального произведения. Диктатура тут недопустима.
Гражданские качества, как высшее проявление нравственных качеств.
1. Глубочайшая убежденность в том, что делаешь.
2. Любовь к отчизне.
3. Национальная самобытность.
Чтобы человек состоялся на профессиональном поприще, он должен вобрать лучшие национальные качества. Учитель – это всегда лучший представитель нации. Но важно избежать шовинизма, впитать лучшие качества нации и с величайшим уважением относиться к качествам других наций. Никаких дурных отзывов и поступков по отношению к другим нациям не должно быть. Это вообще-то редкое качество.
Эстетические качества учителя.
Сам урок, его проведение – это творчество. Учитель-артист, всегда импровизатор, всегда раскован.
Но это возможно только на уровне свободного владения предметом, на уровне мастерства.
Артистизм – это высшая форма мастерства учителя, это высший уровень совершенства в работе, отличающийся гармоничностью, изяществом, красотой.
Влияние учителя начинается с внешности. В общении важно – первое впечатление от человека (по одежке встречают). И очень важно, чтобы оно было сильным, ярким, положительным.
Красота физического облика – это внешнее проявление внутреннего состояния, общей культуры.
Важным элементом является костюм; надо заботиться об элегантности и вместе с тем о простоте и естественности, одеваться соответственно своей фигуре и манере поведения.
Очень важна мимика, которая выражает состояние учителя в минуты радости, горести и т. д.
Жестикуляция. Жест должен строго соответствовать той мысли, которую хочет выразить педагог.
Речь, голос – это тоже немаловажно.
А главное – твой художественно-эстетический вкус. Человек ведь воспринимается целостно, через внешнее воспринимается внутреннее.
Наш внешний облик – это отношение к миру, к детям.
Власть учителя над детьми достигается и внешностью, и внутренним обаянием. Педагог – это синтез обаяния и высокой духовности. Но что такое обаяние – это определить трудно. Может быть – это способ влюблять в себя, способность человека держать в плену другого (который при этом, охотно в плену держится). В чем его тайна? Вот один историко-педагогический феномен:
Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее, почти гипнотическое действие на своих учеников,
на слушателей, на окружающих. Вот как о нем пишет Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюель»:
«Если бы вы обратили внимание только на его наружность и стали судить о нем по внешнему виду,
вы не дали бы за него и ломаного гроша – до того он был некрасив и до того смешная была у него повадка;
нос у него был курносый, глядел он исподлобья, выражение лица у него было тупое, нрав простой,
одежда грубая, жил он в бедности, на женщин ему не везло, не был он способен ни к какому роду
государственной службы, любил посмеяться, не дурак был выпить, любил подтрунить, скрывая за этим свою
божественную мудрость.
Но откройте этот ларец – и вы найдете внутри дивное, бесценное снадобье:
живость мысли сверхъестественную, добродетель изумительную, мужество неодолимое, трезвость беспримерную,
жизнерадостность неизменную, твердость духа несокрушимую и презрение необычайное ко всему,
из-за чего смертные так много хлопочут, суетятся, трудятся, путешествуют и воюют».
Влияние Сократа на учеников было поистине огромным. Он держал в плену своих собеседников,
обладал какой-то магической силой. Имя этой силы – обаяние, то есть способность овладевать вниманием,
чувствами, умом, воображением, волей другого.
Важна естественность, натуральность, отсутствие фальши. Дети очень чувствуют фальшь.
Надо быть таким, как в жизни. Без актерства.
Высшая грань артистизма – это соратнические отношения с учениками.
Соратничество – это то, на чем споткнулась вся педагогика, вернее, она споткнулась на отсутствии соратнических отношений.
Мы навязываем детям организацию, задание и пр. А надо не только учить детей, но и учиться у них. Должно быть взаимообучение. Уча, учимся сами.
Обучение должно быть связано с условиями жизни детей. Умный педагог разными путями изучает проблемы ученика, и отвечает на его вопросы, на вопросы ученика, а не человечества.
Переживание и понимание жизни ученика, его человеческого духа – это невероятно трудно.
Педагог роскошно понимает себя и примитивно – учеников. Мы видим ученика сквозь призму своего предмета,
а ученик видит шире, у него много предметов.
Артистизм педагога – не навязывать свою личность, а понять ученика и поднять ввысь.
Любить незнание в ученике, несовершенство в нем – это верх педагогического величия.
Личность педагога – вот что самое важное. Ни учебники, ни пособия, ни ноты, ни помещение – ничто не сравнится с обликом педагога.
Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде.
Для этого должны быть педагогические убеждения, учительские знания. «Ученики – увеличительные стекла незнания учителя».
Главная забота учителя – вызвать у ребенка желание учиться, развивать интерес к учению, видеть перед собой не школьника, а человека, не судить о ребенке по знаниям, а судить по стараниям, по нравственным качествам, обращаться не только к уму, но прежде всего к сердцу ребенка, учить ребенка человечности – тогда он полюбит труд, а полюбит труд, научится быть усердным и станет лучше учиться, ибо усердие обостряет ум.
Только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека.
Нормальное, абсолютно нормальное воспитание (может быть, оно пока еще идеальное) – это воспитание без наказания, без окрика, без угроз, без повышения голоса.
Пробуждать в детских сердцах человечность!
1986 г.