Официальные документы       Методическая литература      Чудесные нотки

Федеральные государственные требования (ФГТ)

Федеральный портал системы образования в сфере культуры и искусств www.rfartcenter.ru

Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства и сроку обучения по программе:

Народные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 162)

Фортепиано (приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 163)

Струнные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 164)

Духовые и ударные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 165)

Примерные учебные планы Института развития образования в сфере культуры и искусства

Примерная программа для ДМШ и ДШИ по Авторской методике Ю. Я. Лихачева

Народные инструменты

I. Общие положения.

1. Настоящие федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» (далее – программа «Народные инструменты») и являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

3.1. Минимум содержания программы «Народные инструменты» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на народном или национальном инструменте;
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном инструменте;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном или национальном инструменте;
– навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
– навыков импровизации на народном или национальном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или национальном инструменте и на фортепиано;
– навыков подбора по слуху;

– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
– навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);
в области теории и истории музыки:
– знания музыкальной грамоты;
– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном или национальном инструменте, а также фортепиано;
– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
– навыков восприятия элементов музыкального языка;
– навыков анализа музыкального произведения;
– навыков записи музыкального текста по слуху;
– навыков вокального исполнения музыкального текста;
– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Фортепиано

I. Общие положения.

Настоящие федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано») и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

3.1. Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
– знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
– умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
– навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
– навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
– навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
– знания музыкальной грамоты;
– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
– умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
– навыков восприятия элементов музыкального языка;
– сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
– навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
– навыков анализа музыкального произведения;
– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
– навыков записи музыкального текста по слуху;
– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Струнные инструменты

I. Общие положения.

Настоящие федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (далее – программа «Струнные инструменты») и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

3.1. Минимум содержания программы «Струнные инструменты» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на струнном инструменте;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;
– навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
– навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном инструменте, так и на фортепиано;
– навыков подбора по слуху;
– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
– навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или) оркестровых);
в области теории и истории музыки:
– знания музыкальной грамоты;
– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на струнном инструменте и фортепиано;
– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
– навыков восприятия элементов музыкального языка;
– навыков анализа музыкального произведения;
– навыков записи музыкального текста по слуху;
– навыков вокального исполнения музыкального текста;
– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Духовые и ударные инструменты

I. Общие положения.

Настоящие федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (далее – программа «Духовые и ударные инструменты») и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

3.1. Минимум содержания программы «Духовые и ударные инструменты» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на духовом или ударном инструменте;
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на духовом или ударном инструменте;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;
– навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
– навыков импровизации на духовом или ударном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте и на фортепиано;
– навыков подбора по слуху;
– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
– навыков публичных выступлений сольных, ансамблевых, оркестровых (в составе духового или эстрадно-джазового оркестра, а также, при наличии, симфонического);
в области теории и истории музыки:
– знания музыкальной грамоты;
– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте, фортепиано;
– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
– навыков восприятия элементов музыкального языка;
– навыков анализа музыкального произведения;
– навыков записи музыкального текста по слуху;
– навыков вокального исполнения музыкального текста;
– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Примерные учебные планы
Федеральный портал системы образования в сфере культуры и искусств www.rfartcenter.ru

Примерные учебные планы для ДМШ и ДШИ Примерные учебные планы для ДМШ и ДШИ Примерные учебные планы для ДМШ и ДШИ

Примерная программа для ДМШ и ДШИ по Авторской методике Ю. Я. Лихачева

Годовые и зачетно-экзаменационные требования по классу фортепиано

III класс

В течение года ученик должен пройти 18–20 различных по форме и характеру музыкальных произведений. Из них – не менее 5 этюдов, 2-х ансамблей, 2-х полифонических произведений, 2-х произведений крупной формы. Гаммы (по разработанным требованиям). В том числе:

1. Подбор по слуху – 3–4 мелодии.

2. Транспонирование в 2–3 знакомые тональности. Перед транспонированием необходимо настроиться в новой тональности.

3. Игра каденционных оборотов в знакомых тональностях: I–IV–K6/4–V–I; I–IV6/4–I–V6–I. Желательно, чтобы верхний голос звучал как мелодическая линия.

Творческая работа: любой вид импровизации на основе каданса с использованием различной фактуры, музыкальных жанров (танец, мелодический напев и т. д.) Форма – предложение, период. Сочинение – по желанию учащихся.

4. Чтение с листа пьес из репертуара I класса.

5. Исполнительская терминология за I–III классы. Свободная ориентация в нотном тексте.


Программа «Творческое музицирование» (зачет в декабре)

Показ по одному произведению или примеру из перечисленных разделов обучения (пункты 1–4); знание терминов.

Исполнительская программа (академический концерт в мае)

1. Этюд.

2. Полифония.

3. Крупная форма.

4. Пьеса или ансамбль.

Комплексная программа по фортепиано
на сайте Института развития образования в сфере культуры и искусства www.iroski.ru

Комплексная программа фортепиано Комплексная программа фортепиано

*  *  *  *  *


По всем другим инструментам и классам существуют аналогичные требования
Методическая литература

Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика