Аккордеон. Меховые приемы
Мех аккордеона это его преимущество и одновременно проблема.
Ведение меха я сравниваю с пением и игрой на духовых инструментах,
когда каждый звук, каждая нота берутся конкретным движением голосовых связок
или с помощью исполнительского аппарата духовика.
С помощью меха аккордеон дышит, аккордеонист может делать артикуляцию в начале и завершении звука,
крещендо и диминуэндо, вибрато, тремоло, рикошет.
Разные меховые штрихи требуются в разных стилях музыки:
страстную музыку Пьяццоллы неразумно играть штрихами музыки Старлатти.
Невозможно просчитать смену меха на все пьесы заранее, поэтому требуется мастерство
аккордеониста уметь менять мех в любом месте произведения
без потери качества звука и ломки мелодии.
Самая распространенная проблема: при ведении мелодии исполнитель
меняет мех на ноте. Особенно это заметно во время разбора нотного текста,
когда аккордеонист часто останавливается и непроизвольно перетягивает длительности, и уже
когда не хватает меха, меняет его где попало. И даже не обращает на это внимание. А потом
автоматически переносит это в исполнение произведения.
Так как же грамотно менять мех на аккордеоне?
При обучении в музыкальной школе детей учат менять мех в пьесах каждые 2 или 4 такта.
Но как технически правильно владеть левой рукой для смены и остановки меха,
редко найдете даже в самоучителях и школах игры на аккордеоне.
Подробно о смене меха можно познакомиться в работе
В. Л. Пухновского «Способы формирования звука на аккордеоне».
Ниже показаны некоторые приемы работы мехом на аккордеоне:
Играем мажорные гаммы правой и левой рукой четырьмя способами смены меха,
заодно учим апликатуру в гаммах.
Первый способ: на каждой ноте делаем разжим-сжим и т.д.
Второй способ: первую ноту играем на разжим, вторую на сжим и т.д.
Третий способ: четыре ноты играем на разжим, четыре на сжим
с обязательной остановкой меха после каждой ноты.
Четвертый способ: две ноты на разжим, две ноты на сжим.
Во всех вариантах контролируем, чтобы соседние ноты не слипались,
чтобы между ними была остановка меха,
для чего надо очень быстро делать возвратное движение мехом.
Самостоятельно можно изобретать и другие способы ведения меха, развивая также
навыки исполнения крещендо и диминуэндо. Обычно при движении мелодии вверх
сила движения меха постепенно усиливается. Но рекомендую также пробовать играть и диминуэндо.
|