Авторская школа      Новости       Ноты       Обучение       Семинары      Контакты
Подбор по слуху
Транспонирование
Импровизация в музыкальной школе
Детские сочинения
Уроки по баяну   Ноты для баяна
Уроки по аккордеону.    Ноты для аккордеона
Уроки по гармони    Ноты для гармони

Уроки по аккордеону

Ниже публикуются ноты пьес и упражнений для учеников Сергея Лихачева. Аранжировки подготовлены персонально для каждого ученика, представлены для свободного скачивания, они в невысоком разрешении для интернета, а для хорошего качества обращайтесь к Сергею Лихачеву.


Нотная грамота
Нотная страница
Ключи, ноты, размер такта
Левая клавиатура аккордеона
Аккордеон. Мажорные гаммыы
Аккордеон. Меховые приемы
Нотная страница
Нотная страница. Авторская школа Юрия Лихачева
Ключи, ноты, размер такта
Ключи, ноты, размер такта. Авторская школа Юрия Лихачева
Левая клавиатура аккордеона
Левая клавиатура аккордеона и баяна. Сергей Лихачев Левая клавиатура аккордеона. Сергей Лихачев

Ноты для левой руки баяна пишутся на нижней строке нотного стана в басовом ключе.

Басы пишутся ниже, аккорды выше и обозначаются латинскими буквами от A до G: A – Ля, B – Си, C – До, D – Ре, E – Ми, F – Фа, G – Соль.

Мажорные аккорды обозначаются одной буквой, например: A – ля мажор,

Минорные аккорды – с буквой m,

Септаккорды – цифрой 7,

Уменьшённые – dim.

Бас и аккорд могут звучать поочередно или одновременно, а также отдельно друг от друга. Вариант исполнения: аккорд присоединяется к нажатому басу.

Зная левую клавиатуру аккордеона, легко ориентироваться в тональностях и в кварто-квинтовом круге: в До мажоре нет ключевых знаков, тональность выше - с одним диезом, дальше с двумя и т. д. То же самое и вниз с бемолями.

И еще подсказка: в любой тональности кнопка ниже Тоники это Субдоминанта, а кнопка выше – Доминанта.

Аккордеон. Мажорные гаммы
Аккордеон. Мажорные гаммы. Сергей Лихачев
Аккордеон. Меховые приемы

Мех аккордеона это его преимущество и одновременно проблема. Ведение меха я сравниваю с пением и игрой на духовых инструментах, когда каждый звук, каждая нота берутся конкретным движением голосовых связок или с помощью исполнительского аппарата духовика.

С помощью меха аккордеон дышит, аккордеонист может делать артикуляцию в начале и завершении звука, крещендо и диминуэндо, вибрато, тремоло, рикошет. Разные меховые штрихи требуются в разных стилях музыки: страстную музыку Пьяццоллы неразумно играть штрихами музыки Старлатти.

Невозможно просчитать смену меха на все пьесы заранее, поэтому требуется мастерство аккордеониста уметь менять мех в любом месте произведения без потери качества звука и ломки мелодии.

Самая распространенная проблема: при ведении мелодии исполнитель меняет мех на ноте. Особенно это заметно во время разбора нотного текста, когда аккордеонист часто останавливается и непроизвольно перетягивает длительности, и уже когда не хватает меха, меняет его где попало. И даже не обращает на это внимание. А потом автоматически переносит это в исполнение произведения.

Так как же грамотно менять мех на аккордеоне?

При обучении в музыкальной школе детей учат менять мех в пьесах каждые 2 или 4 такта. Но как технически правильно владеть левой рукой для смены и остановки меха, редко найдете даже в самоучителях и школах игры на аккордеоне.

Подробно о смене меха можно познакомиться в работе В. Л. Пухновского «Способы формирования звука на аккордеоне».

Ниже показаны некоторые приемы работы мехом на аккордеоне:

Играем мажорные гаммы правой и левой рукой четырьмя способами смены меха, заодно учим апликатуру в гаммах.

Первый способ: на каждой ноте делаем разжим-сжим и т.д.

Второй способ: первую ноту играем на разжим, вторую на сжим и т.д.

Третий способ: четыре ноты играем на разжим, четыре на сжим с обязательной остановкой меха после каждой ноты.

Четвертый способ: две ноты на разжим, две ноты на сжим.

Во всех вариантах контролируем, чтобы соседние ноты не слипались, чтобы между ними была остановка меха, для чего надо очень быстро делать возвратное движение мехом.

Самостоятельно можно изобретать и другие способы ведения меха, развивая также навыки исполнения крещендо и диминуэндо. Обычно при движении мелодии вверх сила движения меха постепенно усиливается. Но рекомендую также пробовать играть и диминуэндо.

Ноты для аккордеона для начинающих
Ах, Одесса, моя ненаглядная
Белокрылые чайки
Вечер на рейде
Во поле береза стояла
Дядя Ваня
Жили у бабуси
И все-таки море
Как под горкой, под горой
Как провожают пароходы
Каравай
Тонкая рябина
Три года ты мне снилась
Тюльпаны из Амстердама
Цыганочка
Частушка мажорная
Частушка минорная
Happy Birthday to You
Ах, Одесса, моя ненаглядная. Текст песни
Ах, Одесса, моя ненаглядная. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Белокрылые чайки. Текст песни
Белокрылые чайки. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Вечер на рейде. Текст песни
Вечер на рейде. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Во поле береза стояла. Текст песни
Во поле береза стояла. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Дядя Ваня. Текст песни
Дядя Ваня. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Жили у бабуси. Текст песни
Жили у бабуси. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев Жили у бабуси. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев Жили у бабуси. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев

1. Анализ пьесы до исполнения.

Определяем тональность по ключевым знакам и гармонии в последнем такте.

Находим повторяющиеся такты. В данном случае 1–2 и 3–4, а знак репризы повторяет 5–8 такты.

Определяем диапазон: низшую и высшую ноты. Это необходимо для определения удобной аппликатуры.

2. Транспонирование в другие тональности

Сначала анализируем последовательность аккордов в левой руке.

В До мажоре всего три аккорда: Фа мажор, До мажор, Соль септаккорд.

Чтобы легко сыграть в другой тональности, эти аккорды надо представить в виде соотношения трех ступеней тональности: 1, 4, и 5.

1 ступень – Тоника, 4 ступень – Субдоминанта, 5 ступень – Доминанта.

На аккордеоне это понять и сыграть очень легко: конструкция инструмента устроена так, что Субдоминанта S всегда находится ниже Тоники T, а Доминанта D – кнопка выше Тоники.

Задание. Записать нотами песню в тональностях Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор.

Внимание! Возле скрипичного ключа появляются ключевые знаки альтерации (диезы и бемоли). Они действуют в течение всей пьесы во всех октавах.

Играть аккомпанемент можно разными способами (см. 1 страницу).

3. Сочиняем свою мелодию на гармонию песни.

И все-таки море. Текст песни
И все-таки море. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Как под горкой, под горой. Текст песни
Как под горкой. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев Как под горкой. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Как под горкой, под горой_До_мажор.mp3
Как провожают пароходы. Текст песни
Как провожают пароходы. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Каравай
Каравай. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Тонкая рябина. Текст песни
Тонкая рябина. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Три года ты мне снилась. Текст песни

Три года ты мне снилась. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Тюльпаны из Амстердама
Тюльпаны из Амстердама. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев Тюльпаны из Амстердама. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Цыганочка
Цыганочка. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев Цыганочка. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Цыганочка. Аккордеон.mp3
Частушка мажорная. Куплеты частушек
Частушка мажорная. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Частушка минорная. Куплеты частушек
Частушка минорная. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Happy Birthday to You
Happy Birthday to You. Ноты для аккордеона. Сергей Лихачев
Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика