Сочинение – создание образа на своем слуховом и техническом уровне.
Образ – это эмоции, чувства, интонации, музыкальность.
Из всех творческих задач (подбор по слуху, транспонирование, импровизация) сочинение
является самым сложным видом, ибо как те базируются на уже готовом музыкальном материале.
Откуда черпать идеи для сочинения музыки?
1. Стихи. Детская память развивается благодаря заучиванию стихов.
А стихи – это ритм, и его можно использовать в качестве ритмической основы музыкального произведения.
Не зря первые пьесы в обучении музыкой это народные песни, в которых очень понятный текст
и несложный ритм для запоминания.
Кораблик.
2. Подражание звукам вокруг нас. Многие детские сочинения как бы одушевляют предметы, события, животных:
«Дождик», «Кукушка», «Котенок», «Кукла», «Снежинка», «Машинка» и т. д.
Флейтисты обычно изображают птиц, ударники – восточные и африканские ритмы.
Часто детские сочинения похожи на пьесы по исполнительской программе.
3. Досочинение. Преподаватель сочиняет первые 4 такта, а ученик следующие 4.
Разучивая пьесу на инструменте, можно придумать к ней оригинальное продолжение, контрастное или похожее по характеру.
4. Сочинение подголоска, вступления, заключения к готовой мелодии.
5. Цифровка. Учитель задает последовательность аккордов,
и ученик придумывает к ней мелодию.
В нынешнее время такое задание можно выполнить и под минусовку,
которых множество в свободном доступе.
А при технической оснащенности музыкальной школы студийной аппаратурой детские сочинения можно и создавать, и исполнять с минусовкой.
Пример.
«Домажорка».
Творческая работа участников школы «Теремок» (весна 2024 года, Новый Петергоф).
Преподаватель Сергей Юрьевич Лихачев сыграл До мажорное трезвучие (тоника) и предложил
ученикам самим выбрать дальнейшие аккорды. Были выбраны Фа мажор (субдоминанта) и
Соль мажор (доминанта), трезвучия и обращения данных гармонических функций
и исполнены в ансамбле с элементами шоу. Творческое задание – сочинить вступление и окончание пьесы.
В дальнейшем каждый ансамблист может придумать соло
по данной цифровке, исходя из своих возможностей.
6. Знакомство со стилями музыки. Здесь тоже в помощь минусовки и цифровки.
7. Исполнение известной мелодии в другом стиле.
Оригинальные решения для сочинений
1. М. Лихачев придумывал подголосок к популярной песне,
а в итоге из подголоска родилось самостоятельное произведение фокстрот
«Интересный собеседник».
|
2. В. Гаврилов.«Китайская песенка».
Преподаватель предложил ученику поставить 5 пальцев на 5 черных клавиш – получается пентатоника и сочинение в этом стиле.
|
3. С. Лихачев.
«Ёжики».
Появилась идея изобразить двух маленьких братьев – спокойного и суетливого.
Основа сочинения – ритм азбуки морзе двух букв – Е и Ж.
|
4. Д. Корчагина.
«Осенний вечер».
Летом 2022 года во время музыкальной смены от Академии талантов и Терем-квартета в Зеркальном проходили
занятия по программе «Авторской школы Юрия Лихачева» с юными музыкантами из разных школ Санкт-Петербурга.
Виолончелистка Дарья Корчагина сочинила мелодию, которая была обработана преподавателем
С. Ю. Лихачевым и сыграна на концертах следующих школ «Теремок» в различных ансамблях:
две скрипки, кнопочный аккордеон, фагот и скрипка, баян, виолончель.
|
5. Сочинение Марии Воейковой
«Северное лето» написано для баяна по программе творческого обучения
«Авторская школа Юрия Лихачева», сыграно учащимися творческой школы
«Теремок» в июне 2024 года в ДМШ имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге.
Когда преподаватель С. Ю. Лихачев предложил сочинить пьесу,
ученица сыграла ля минорное трезвучие, из которого в дальнейшем совместными усилиями и создана мелодия.
В июне 2024 года во время обучения в школе «Теремок» ученики
прошли тот же путь создания музыки и первые 3 дня играли без нот, а также
придумали вступление и варианты аранжировки: подголоски и аккомпанемент.
|
6. М. Ериносова.
«Клоун Фунтик» для фортепиано написано ученицей ДМШ им. В. В. Андреева
в 2006 году, сыграно учащимися творческой школы
«Теремок» в июне 2024 года в ДМШ имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге.
Творческая задача: сыграть по фортепианным нотам дуэтом с баянистом.
|
7. М. Позняк.
«Караван» для фортепиано написано ученицей ДМШ им. В. В. Андреева
в 2006 году, сыграно учащимися творческой школы
«Теремок» в июне 2024 года в ДМШ имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге.
|
8. С. Лихачев.
«Домажорка»
|
9. С. Лихачев.
С. Лихачёв. Фантазия для баса с оркестром
|
Задача преподавателя в работе над сочинением – объяснять ученику музыкальную форму, гармонию, законы голосоведения,
вместе с ним решать художественные задачи.
На творческом зачете в первом полугодии ученик приносит красочно оформленное
собственное сочинение с рисунком, исполняет его музыкально, и оценка обычно всегда высокая.
Из лучших сочинений и творческих работ собираются концерты каждого отделения,
после которых самые интересные выносятся на школьный концерт.
А самые лучшие сочинения
по разным инструментам опубликованы,
таким образом школьный репертуар учеников других музыкальных школ становится разнообразнее.
Как показывает практика, ребенок всегда более музыкально сыграет сочинение другого ребенка,
чем серьезное произведение солидного композитора.
Многие выпускники нашей методики продолжают сочинять музыку всю жизнь, даже если не стали профессиональными
музыкантами.
|