Гармонь. Меховые приемы
Мех гармони это ее преимущество и одновременно проблема.
Ведение меха я сравниваю с пением и игрой на духовых инструментах,
когда каждый звук, каждая нота берутся конкретным движением голосовых связок
или с помощью исполнительского аппарата духовика.
С помощью меха гармонь дышит, гармонист может делать артикуляцию в начале и завершении звука,
крещендо и диминуэндо, вибрато, тремоло, рикошет.
Разные меховые штрихи требуются в разных стилях музыки.
Невозможно просчитать смену меха на все пьесы заранее, поэтому требуется мастерство
гармониста уметь менять мех в любом месте произведения
без потери качества звука и ломки мелодии.
Самая распространенная проблема: при ведении мелодии исполнитель
меняет мех на ноте. Особенно это заметно во время разбора нотного текста,
когда гармонист часто останавливается и непроизвольно перетягивает длительности, и уже
когда не хватает меха, меняет его где попало. И даже не обращает на это внимание. А потом
автоматически переносит это в исполнение произведения.
Так как же грамотно менять мех на гармони?
При обучении в музыкальной школе детей учат менять мех в пьесах каждые 2 или 4 такта.
Но как технически правильно владеть левой рукой для смены и остановки меха,
редко найдете даже в самоучителях и школах игры на гармони.
Подробно о смене меха можно познакомиться в работе
В. Л. Пухновского «Способы формирования звука на аккордеоне».
Ниже показаны некоторые приемы работы мехом на гармони:
Играем гаммы правой рукой разными способами смены меха,
заодно изучаем гаммы.
Первый способ: нажимаем ноту и на ней делаем разжим-сжим.
Второй способ: первую ноту играем на разжим, вторую на сжим и т.д.
Левой рукой:
Первый способ: нажимаем аккорд и на нем делаем разжим-сжим.
Второй способ: бас играем на разжим, аккорд на сжим и т.д.
Во всех вариантах контролируем, чтобы соседние ноты не слипались,
чтобы между ними была остановка меха,
для чего надо очень быстро делать возвратное движение мехом.
Самостоятельно можно изобретать и другие способы ведения меха, развивая также
навыки исполнения крещендо и диминуэндо. Обычно при движении мелодии вверх
сила движения меха постепенно усиливается. Но рекомендую также пробовать играть и диминуэндо.
|