Авторская школа      Новости       Ноты       Обучение       Семинары      Контакты
Подбор по слуху
Транспонирование
Импровизация в музыкальной школе
Детские сочинения
Уроки по баяну   Ноты для баяна
Уроки по аккордеону   Ноты для аккордеона
Уроки по гармони   Ноты для гармони

Импровизация в музыкальной школе

Из опыта работы с оркестром баянистов и аккордеонистов

С. Ю. Лихачев

Интерес к импровизации у меня возник еще в годы обучения в нашей музыкальной школе, когда уже активно применялась авторская методика обучения. На каждый творческий зачет необходимо было подготовить какую-либо пьесу как сочинение или обработку. Мой первый преподаватель, основатель данной методики, основатель и директор Санкт-Петербургской детской школы имени В. В. Андреева и мой отец Юрий Яковлевич Лихачев сумел разжечь во мне радость такого творчества.

После окончания школы, во время обучения в ленинградском музыкальном училище имени М. П. Мусоргского, в дуэте с Владимиром Ушаковым мы начали выступать с эстрадным репертуаром, в котором появились первые пьесы с импровизациями, аранжированные нашим преподавателем Владимиром Ивановичем Кирилловым.

В начале 1990-х годов к нашему дуэту присоединились гитарист, бас-гитарист и ударник (с тех пор наш коллектив стал называться Санкт-Петербург Мюзет Ансамблем). Музыканты на этих инструментах у нас были сначала такие же энтузиасты, но без специального джазового образования. Затем нам посчастливилось помузицировать совместно настоящими джазменами. Так появился первый практический опыт классической джазовой импровизации. Общение с этими музыкантами заменило нам отсутствие возможности получить эстрадное образование в среднем и высшем учебном заведении.

Обязательно надо отметить вклад в мое обучение эстрадному жанру карельского баяниста и педагога Вячеслава Александровича Дулева. Его аранжировки «Гвоздичка» и «I Got Rhythm» записаны нашим коллективом – Санкт-Петербург Мюзет Ансамблем на двух альбомах, а пьеса «Пачка булавок» была сыграна мной на гос. экзамене в музыкальном училище в 1987 году.

В последние годы стали общедоступны ноты и записи выдающихся музыкантов-импровизаторов, в первую очередь аккордеонистов: Ричарда Гальяно, Арт Ван Дама, Фрэнка Марокко, Марселя Адзолла, Джо Привата, Алана Музиккини и т. д.

Накопленный мною опыт я начал использовать в работе с оркестром баянистов и аккордеонистов в музыкальной школе с 1994 года.

Вариация или импровизация?

В исполнении на баянах и аккордеонах всегда популярна была форма народных вариаций, исполняемых солистом. А джазовые импровизации обычно исполняются музыкальными коллективами. Поэтому внедрение импровизации в оркестр выглядит вполне логично и обоснованно. В оркестре наш инструмент (баян и аккордеон) может имитировать любые инструменты: группу медных, деревянных духовых, струнных, орган. Обязательно учитываются оригинальные приемы игры и владения мехом на наших инструментах. Это тема для отдельного курса обучения.

Традиционная форма пьесы с импровизациями выглядит так: вступление (не обязательно, но желательно), один куплет и припев изложение темы, потом несколько квадратов импровизаций (последний квадрат – обычно исполняет бас), проведение темы, окончание.

Что такое квадрат. Импровизация обычно исполняется на тему песни целиком или только куплета или припева. Стандартно куплет и припев состоят из 16 тактов, в каждом такет своя гармония, которая не меняется.

Готовим пустые такты на нотной бумаге (обычно по четыре такта на строке, через строку) с обозначенной гармонией сверху, четные строки необходимы для записи варианта импровизации, далее – самое сложное: собственно сочинение импровизации.

Если в народных вариациях при изменениях фактуры тема всегда прослушивается, то в джазовой импровизации, по моему мнению, чем дальше исполнитель отходит от темы в мелодическом развитии, чем он больше находит нестандартных ходов, тем импровизация будет интереснее.

Подготовив лист с пустыми тактами, начинаем их заполнять как мозаику. Наш инструмент с готовым аккомпанементом в левой клавиатуре позволяет нам, видя гармонию, исполнять ее левой рукой, а правой пытаться собственно импровизировать. Обычно первыми тактами, записанными в ноты, являются первые и последние. Часто практикуется вставление цитат из других мелодий, их количество лимитируется только опытом импровизатора. Можно также запланировать отдельные части пьесы как диалог солистов или солиста с оркестром по принципу вопрос – ответ. По 1, 2, 4 или 8 тактов. Мелодия импровизации в идеале должна быть завершенной по форме, то есть должен прослеживаться мотив, из которого она появилась, развитие и завершение.

Ничего сложного, в общем-то, в сочинении импровизации нет: то же использование интервалов, гамм и части их, секвенции, игра интервалами и аккордами, синкопы.

А вот красота мелодии, навык и мастерство в импровизации во многом зависят от наслушанности музыканта. Здесь пригодится очень важное умение – игра по слуху. В последнее время появились различные учебники импровизации, записи профессиональных исполнителей.

Мною опубликованы несколько аранжировок в сборниках «Пьесы для ансамблей аккордеонов», выпуски 1–3 и в сборниках «Эстрадные миниатюры».

Весной 2005 года на отчетном концерте школы оркестр выступил с пьесой «Кларнет-полька», в которой впервые в истории оркестра импровизации были подготовлены не преподавателем, а учениками, конечно, совместно с руководителем. В этом произведении соло сыграли флейтист, пианистка и два баяниста.

Мои аранжировки «В лесу родилась елочка», «Цилиндр» можно услышать в исполнении оркестра аккордеонистов Даугавпилса под руководством Валерия Михайловича Ходукина. Партитуры для оркестра

«Знакомый силуэт» исполняю вместе Санкт-Петербург Мюзет Ансамблем, а «Московские окна» – с Балтийским Интернациональным Квинтетов Аккордеонистов «Эксельсиор».

«Частушка в сельском клубе» создана во время занятий по программе творческого обучения «Авторская школа Юрия Лихачева» учащимися творческой школы «Теремок» с преподавателем С. Ю. Лихачевым в июне 2024 года в ДМШ имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге. Сюжет: в сельском клубе только одно помещение, и приходится репетировать всем в одно и то же время. Поэтому музыканты собрались вместе, каждый учит свою пьесу, но их всех объединяет частушка.



NN
Импровизации С. Лихачева
СборникПартитура
1. В. Шаинский. Песня про кузнечика

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.1. С. Лихачев
В. Шаинский. Песня про кузнечика. Сергей Лихачев
2. Л. Бекман. В лесу родилась ёлочка

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.1. С. Лихачев
Л. Бекман – С. Лихачёв. В лесу родилась ёлочка
3. А. Спадавеккиа. Добрый жук

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.1. С. Лихачев
А. Спадавеккиа. Добрый жук. Сергей Лихачев
4. Дж. Гершвин-В. Дулёв. Я ощущаю ритм

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.1. С. Лихачев
Дж. Гершвин-В. Дулёв. Я ощущаю ритм.  Импровизации
5. А. Абрамов. Знакомый силуэт

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.1. С. Лихачев
А. Абрамов – С. Лихачёв. Знакомый силуэт.  Импровизации
6. Т. Хренников. Московские окна

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.1. С. Лихачев
Т. Хренников. Московские окна. Аранжировка С. Лихачёва

Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика