Импровизация в музыкальной школе
Из опыта работы с оркестром баянистов и аккордеонистов
С. Ю. Лихачев
Интерес к импровизации у меня возник еще в годы обучения в нашей музыкальной школе, когда уже активно применялась авторская методика обучения.
На каждый творческий зачет необходимо было подготовить какую-либо пьесу как сочинение или обработку.
Мой первый преподаватель, основатель данной методики, основатель и директор Санкт-Петербургской детской
школы имени В. В. Андреева и мой отец Юрий Яковлевич Лихачев сумел разжечь во мне радость такого творчества.
После окончания школы, во время обучения в ленинградском музыкальном училище имени М. П. Мусоргского, в дуэте с Владимиром Ушаковым мы начали выступать с эстрадным репертуаром, в котором появились первые пьесы с импровизациями, аранжированные нашим преподавателем Владимиром Ивановичем Кирилловым.
В начале 1990-х годов к нашему дуэту присоединились гитарист, бас-гитарист и ударник (с тех пор наш коллектив стал называться Санкт-Петербург Мюзет Ансамблем). Музыканты на этих инструментах у нас были сначала такие же энтузиасты, но без специального джазового образования. Затем нам посчастливилось помузицировать совместно настоящими джазменами. Так появился первый практический опыт классической джазовой импровизации.
Общение с этими музыкантами заменило нам отсутствие возможности получить эстрадное образование в среднем и высшем учебном заведении.
Обязательно надо отметить вклад в мое обучение эстрадному жанру карельского баяниста и педагога Вячеслава Александровича Дулева.
Его аранжировки «Гвоздичка» и «I Got Rhythm» записаны нашим коллективом – Санкт-Петербург Мюзет Ансамблем на двух альбомах, а пьеса «Пачка булавок» была сыграна мной на гос. экзамене в музыкальном училище в 1987 году.
В последние годы стали общедоступны ноты и записи выдающихся музыкантов-импровизаторов, в первую очередь аккордеонистов: Ричарда Гальяно, Арт Ван Дама, Фрэнка Марокко, Марселя Адзолла, Джо Привата, Алана Музиккини и т. д.
Накопленный мною опыт я начал использовать в работе с оркестром баянистов и аккордеонистов
в музыкальной школе с 1994 года.
Вариация или импровизация?
В исполнении на баянах и аккордеонах всегда популярна была форма народных вариаций,
исполняемых солистом. А джазовые импровизации обычно исполняются музыкальными коллективами.
Поэтому внедрение импровизации в оркестр выглядит вполне логично и обоснованно.
В оркестре наш инструмент (баян и аккордеон) может имитировать любые инструменты:
группу медных, деревянных духовых, струнных, орган.
Обязательно учитываются оригинальные приемы игры и владения мехом на наших инструментах.
Это тема для отдельного курса обучения.
Традиционная форма пьесы с импровизациями выглядит так:
вступление (не обязательно, но желательно), один куплет и припев изложение темы,
потом несколько квадратов импровизаций (последний квадрат – обычно исполняет бас),
проведение темы, окончание.
Что такое квадрат. Импровизация обычно исполняется на тему песни целиком или только куплета или припева.
Стандартно куплет и припев состоят из 16 тактов, в каждом такет своя гармония, которая не меняется.
Готовим пустые такты на нотной бумаге (обычно по четыре такта на строке, через строку)
с обозначенной гармонией сверху, четные строки необходимы для записи варианта импровизации,
далее – самое сложное: собственно сочинение импровизации.
Если в народных вариациях при изменениях фактуры тема всегда прослушивается, то в джазовой импровизации, по моему мнению, чем дальше исполнитель отходит от темы в мелодическом развитии, чем он больше находит нестандартных ходов, тем импровизация будет интереснее.
Подготовив лист с пустыми тактами, начинаем их заполнять как мозаику. Наш инструмент с готовым аккомпанементом в левой клавиатуре позволяет нам, видя гармонию, исполнять ее левой рукой, а правой пытаться собственно импровизировать.
Обычно первыми тактами, записанными в ноты, являются первые и последние.
Часто практикуется вставление цитат из других мелодий, их количество лимитируется только опытом импровизатора. Можно также запланировать отдельные части пьесы как диалог солистов или солиста с оркестром по принципу вопрос – ответ. По 1, 2, 4 или 8 тактов.
Мелодия импровизации в идеале должна быть завершенной по форме, то есть должен прослеживаться мотив, из которого она появилась, развитие и завершение.
Ничего сложного, в общем-то, в сочинении импровизации нет: то же использование интервалов, гамм и части их, секвенции, игра интервалами и аккордами, синкопы.
А вот красота мелодии, навык и мастерство в импровизации во многом зависят от наслушанности музыканта. Здесь пригодится очень важное умение – игра по слуху. В последнее время появились различные учебники импровизации, записи профессиональных исполнителей.
Мною опубликованы несколько аранжировок в сборниках «Пьесы для ансамблей аккордеонов», выпуски 1–3 и в сборниках «Эстрадные миниатюры».
Весной 2005 года на отчетном концерте школы оркестр выступил с пьесой «Кларнет-полька», в которой впервые в истории оркестра импровизации были подготовлены не преподавателем, а учениками, конечно, совместно с руководителем.
В этом произведении соло сыграли флейтист, пианистка и два баяниста.
Мои аранжировки «В лесу родилась елочка», «Цилиндр» можно услышать в исполнении оркестра аккордеонистов Даугавпилса под руководством Валерия Михайловича Ходукина.
Партитуры для оркестра
«Знакомый силуэт» исполняю вместе Санкт-Петербург Мюзет Ансамблем, а «Московские окна» – с Балтийским Интернациональным Квинтетов Аккордеонистов «Эксельсиор».
«Частушка в сельском клубе» создана во время занятий
по программе творческого обучения «Авторская школа Юрия Лихачева»
учащимися творческой школы «Теремок» с преподавателем С. Ю. Лихачевым в июне 2024 года
в ДМШ имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге.
Сюжет: в сельском клубе только одно помещение, и приходится репетировать всем в
одно и то же время.
Поэтому музыканты собрались вместе, каждый учит свою пьесу,
но их всех объединяет частушка.
|